"Армавир-Псебай-Черноречье-Третья рота"

Сайт о путешествиях и путешественниках. Отчёты, карты, фотографии...

 

Прогулка по Кавказскому заповеднику с выходом к Черному морю
21-31 июля 2008 года.


Основные точки маршрута: Армавир – Псебай – кордон Черноречье – кордон 3 Рота – кордон Умпырь – устье реки Чистая – пер. Аишхо – кордон Пслух – Красная поляна – Краный штурм(море). Состав: Павел (я), Слава, Надя, Полина, Гуля, Игорь, Катя, Саша.
    Начало.
     Рассказ о походе по северному Кавказу Мы перебирали множество вариантов куда бы нам поехать в это лето. Сначала была идея о поездке на Алтай, но из-за достаточной удаленности, и высоких цен на авиабилеты (а добираться до туда в нашем случае лучше всего на самолете, т. к. многие из нас работали или по другим причинам были ограничены во времени.), да и горная подготовка нашей группы была еще далека до совершенства, мы перенесли этот вояж на будущее. Вторым альтернативным вариантом была поездка в Хибины, но опять помешал график отпусков участников группы, получалось так, что мы все могли отправиться в путешествие только во второй половине июля. А в Хибинах в это время не лучший сезон – ягоды еще не поспели, а комары еще не замерзли. В Хибины надо ехать в середине августа, или во второй его половине – когда там изобилие подножного корма и отсутствие комаров и мошки. И вот Надя предложила идти на Кавказ. Я не очень хотел ехать на Юг, т.к. не очень люблю жару и солнечные ожоги, но перспектива быть заживо съеденным комарами в Хибинах тоже не радовала. Серега вообще поднял панику – он очень боялся попасть в плен к боевикам, с которыми мы по его предположению могли встретиться в горах. Он привел немаленькую подборку статей о покушении местных жителей на туристов. А в составе нашей группы девчонок было больше чем пацанов – в общем, было немного страшновато. На всякий случай я разослал всем участникам похода небольшую подборку информации по человеческому фактору на Кавказе: правила поведения, особенности национального поведения народов, населяющих те области, и несколько устрашающих историй. Поход на Кавказ мог и не состояться, но слава Богу, все страхи рассеял Слава, – он служил именно в том районе и сказал нам что все эти страшилки относятся к другим районам, что там заповедник, а после него уже курортная зона. В общем, решили проявлять особую осторожность, не провоцировать конфликтов, не ставить лагерь вблизи селений – в общем ничего нового – обычные правила походников. А гопоты и хулиганов и у нас хватает. Маршрут похода разрабатывали Надя со Славой, и маршрут вышел неплохой – 7 дней по северокавказскому заповеднику, далее до Красной поляны, а оттуда на пляж в Сочи. Как узнали маршрут – все страхи отлегли и началась ускоренная подготовка. Гуля созванивалась с заповедником (вдруг билеты надо заказывать заранее?), но выяснилось что билеты без проблем оформляют на месте в поселке Псебай. Я распечатывал и склеивал карты, которые нашла Надя в Интернете. За 2 недели купили билеты до Армавира на поезд Москва-Грозный . Когда брали билеты нас было 9: я, Полина, Саша, Гуля, Катя, Игорь, Надя, Слава, Сережа. Сережа хотел взять еще одну девушку, но мы решили отказаться от этой затеи, девчонка не имела опыта горных походов и у неё были проблемы со здоровьем – мы не могли рисковать. Время пролетели быстро, собирали снаряжение, я по Сережиному совету пропитал свою старую палатку специальной пропиткой, как потом оказалось совсем не зря. За пару дней до отъезда Серега решил не ехать – он все-таки опасался того о чем было написано в тех историях-страшилках, последней каплей было наверное то что мы поедем на поезде Москва-Грозный с грозными чеченцами. Но это был его выбор. Наконец долгожданный день отъезда. Я, на всякий пожарный решил прочитать небольшой инструктаж по правилам поведения на Кавказе, принял решение собраться на 2 часа раньше отправления поезда. Поезд отходил в два часа дня, все были уже в сборе, нахватало Кати, ждали до последнего, наконец я принял решение идти к поезду. Минут за 10 до отправления показалась Катя, одетая в военную форму, с спрятанными под шапку волосами (значит читала мои рекомендации :-). Как было написано в одной статье, присланной мне Серегой – девушка должна быть одета как парень). Полина и остальныё девчонки тоже несмотря на жару были одеты в камуфляж. У вагонов толпились пассажиры, в основном чеченцы. Запомнился эпизод: меня обогнал носильщик, перевозившей в тележке бабушку с чемоданами – неплохой способ передвижения по вокзалу! В вагоне было не очень жарко, проводница нас порадовала, сообщив нам о наличии кондиционера, и что как поезд тронется, его обязательно включат. В поезде мы были в разных купе, но недалеко друг от друга. Помогли девушкам закинуть рюкзаки, и сели на свои места. Для безопасности (ехать с таким гаремом в чеченском поезде!?) заранее договорились между собой что если кто будет спрашивать кто мы, то мы студенты художественного ВУЗа едем на пленер в горы, и что мы встречаемся с основной группой в Армавире. В итоге оказалось, что чеченцы, с которыми мы ехали не были похожи на тех, которых показывают по телевизору. Хорошие, интеллигентные люди, играли с ними в шахматы (играют они хорошо!), разговаривали о религии. Мне было интересно узнать о Исламе и я с удовольствием слушал рассказы одного из попутчиков (надо уточнить как зовут). Про нашу общепринятую христианскую религию я рассказать ничего не смог, да и не пытался, так как сам не знаю всех её тонкостей.
    
    Армавир.
     Около девяти вечера наш поезд прибыл в Армавир, мы попрощались с попутчиками и вышли на пустующий перрон. Зашли в здание вокзала, где на входе сидели два дежурных милиционера. Они записали наши паспортные данные и основные точки нашего маршрута. Мы узнали у них месте нахождения авостанции, с которой на проедстояло добираться до Псебая. Нам предложили доехать на автобусе, но мы решили идти пешком – прогуляться после поезда, скоротать время, так как выезжать все равно с утра. На автовокзале было много таких-же туристов как и мы. Одни ехал обратно – загоревшие, кто-то в ссадинах, полные впечатлений. Кто-то покорил свою гору, кто-то перенес это на следующую поездку. Другие, как и мы с полными рюкзаками, двигались навстречу приключениям. У дверей Автовокзала к нам подошло несколько частников, в итоге выбрали небольшой микроавтобус, в который влезли все пожитки. Ехать решили 4:30 утра, так как если бы мы отправились сейчас то приехали бы туда поздней ночью, что было не очень удобно, тем более на автовокзале была крыша над головой и лавочки, на которых можно было поспать.
    Псебай.
     В Псебай прибыли в 6 утра. Высадились на самом краю поселка (который протянулся по горной долине аж на 15 километров!), так как водитель не знал, где находится улица Первомайская 128 (там нас интересовали МЧС и контора заповедника). Как потом выяснилось – до конторы оказалось около 5 километров. На остановке мы переодели поездные шлёпки на берцы, упаковались и пошли по дороге, которая идет вдоль поселка. По правую сторону дороги в небольшом отдалении виднелись 3-х 4-х этажные дома-коробки, по левую сторону за посадками кукурузы вдалеке видны были коры. Пофотграфировали восход солнца (летом я его не часто вижу ?) Как оказалось мы высадились в пригороде Псебая, метров через 900 дома были уже ближе к дороге, постройки в основном были уже ближе к деревенским дворам. После высоковольтной линии, увидели фрагмент рельсов, пресекающих дорогу, причем рельсы были только в асфальте, остальное полотно было разобрано: далее о железной дороге модно было узнать по прямоугольным углублениям в земле и остаткам железнодорожной насыпи. Поискал в Интернете (на сайте http://narrow.parovoz.com) про железную дорогу в Псебае и нашел следующее: «Псебай - Перевалка - лесовозная дорога, длина 12 км. Существовала в 1950-е гг. Паровозный котёл до сих пор стоит на крыше бани в Перевалках.» Про другую дорогу: «Псебай – Курджиново – лесовозная, длина 19 км. (Длина указана только на территории края. Дорога уходила в Карачаево-Черкесию.) Псебайский ЛПХ. Обслуживала мебельную фабрику. Закрыта в середине 1980-х гг. Мост через р. Лаба смыт наводнением в 2002 году. Подвижной состав: До 1959 г. работали паровозы Кп4 (1951/№3584 и 1951/№3594), потом ВП2 (1955/№1087 и 1955/№1093) - до 1960 г. и ВП4 (1957/№1519, 1957/№1720 и 1958/№1889) - до 1962 г.» И еще одна. «Псебай - балка Широкая – лесовозная дорога. Длина 6 км.Существовала в 1950-е гг.» Остатки какой из вышеперечисленных дорог мы видели выяснить не удалось. Тут и там на краю дороги росли дикие абрикосы и тутовник (его еще называют шелковицей). Мы конечно не проходили мимо подобного лакомства. Мимо проезжал рейсовый автобус, водитель увидел нас с рюкзаками остановился, мы спросили у него как дойти до конторы заповедника, он сказал что идти еще далеко и предложил подвезти. Доехали с ветерком на вопрос должны ли мя ему денег он добродушно ответил: «да что вы ребята, какие деньги, я сам турист – удачи!». Он объяснил нам как дойти до конторы, мы поблагодарили его и пошли дальше. Контора открывалась в 8:00 и у нас было еще час времени, и, мы недолго думая кинули рюкзаки и улеглись на них чтобы вздремнуть после бессонной ночи.
    Заповедник.
     В конторе оформили все бумаги (тариф за 1 человека в день 100р). Пункт МЧС находился через пару домов от конторы, отправили туда Игоря. Во время общения с егерями решили вопрос о транспортировке до кордона 3-й роты. Видать, у них уже отлажена схема, егеря рекомендуют туристам доехать за определенную плату на МЧСовском уазике – нас это вполне устроило и мы согласились. Пока ехали в уазике общались со спасателями, спросили у них как ту обстановка, нет ли бандитов. Нам сказали что бояться нечего, территория охраняется с одной стороны пограничники, с другой егерями, единственно, надо быть осторожным на скалах, и аккуратно купаться в реке – и действительно, мы были как у Христа за пазухой. Без проблем доехали до кордона Черноречье, и тут нас ждала небольшая подстава: на кордоне нам сказали что на машине ехать дальше нельзя и все наши доводы о том что мы уже обо всем договорились в Псебае не подействовали, а нам ох как не хотелось тащиться несколько км по разбитой каменистой дороге пешком. Все сошлось на том что мост старый и на его ремонт нужны деньги – в общем за 600р нам разрешили проехать дальше (про туже ситуация я читал еще в каком-то отчете). Ну бог им в помощь - они хорошо сохранили природу тех мест. Мы высадились, с рюкзаками прошли по мосту, пока машина налегке проехала по шаткому мосту, потом вновь сели и поехали дальше. Чудесные пейзажи за окном и без того бесподобно красивые становились все более прекрасными. Наконец, высадившись в Третьей Роте, показали пропуска егерям, в последний раз сходив в цивильный деревянный сортир, мы направились по тропе в чудесный пихтовый лес, который простирался по той части ущелья Малой Лабы. Тропа шла по берегу Малой Лабы – быстрой и довольно широкой (в том месте ширина около 30 м) горной реки с ясно-бирюзовой и очень холодной водой, в которую мы с удовольствием окунулись. Гуля своим термометром измерила температуру воды – оказалось всего 4,5 градуса по Цельсию. Часов в пять вечера мы начали искать место для ночлега. Вдоль тропы есть специально оборудованные стоянки, но так как мы стремились полностью исключить влияние цивилизации, мы нашли другое место. Там когда-то очень давно останавливались люди, были замечены остатки походной бани и 2 кострища. Само-собой после нашего ухода все было по возможности замаскировано: мусор был сожжен, кострище залито, закопано и присыпано дерном. Цивильные места стоянок мы использовали для перекусов ?, что было весьма удобно.

далее...=>


[начало] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]


SPL lab. design & support. 

 

Мы
Мы у поезда Москва-грозный
Мы на месте
Гарич
Надя
Слава
Полина
Катерина
Саша
Павлик