Сайт о путешествиях и путешественниках. Отчёты, карты, фотографии ...

 

Вело-ПВД

Береговое - Арабатская


крепость. (август 2009)



 Опишу одно из путешествий по Крымскому полуострову. Началось все с того, что я с семьей поехал на художественный пленэр в лагерь при базе отдыха "Коронели", ну и конечно же прихватил с собой свой адский желтый AUTOR :-)
Вести его туда было конечно мега напряжно. С собой взяли еще сына с коляской, рюкзаки с палатками и прочей походной утварью, которые нам там не пригодились. Взяли их с собой на всякий случай - мы зарание не зналь будут ли там палатки или будут только места под кемпинг. Оказалось все намного круче чем предполагалось - мы жили в больших военных палатках, было место для костра, душ, детская площадка, холодильник, пленэрные экскурсии. Я пока там был облазил горы от от Феодосии до Биостанции, рисовал старую часть города Феодосия и горы по которым лазил. Ездил много на велосипеде. Об одной из вылазок я сейчас и поведаю.

Как то при просмотре купленной еще в майском походе карты я обратил внимание на изображение руин арабатской крепости, которое находилось среди изображений других достопримечательностей, сопровождающих буклет карты. От Берегового. места, где был наш лагерь до Азовского моря было около 50 км, там же в начале арабатской косы и находились руины Арабатской крепости
Путь был неблизкий, учитывая растояние около 100 км из расчета туда и обратно + то, что темнело в районе 7 вечера, я выехал в 7 утра.

Погода была отличная, в районе 8 утра было уже жарковато. Красота степи просто зачаровывала и я делал на остановках акварельные этюды.

Переехав через разобранную железную дорогу до Приморского (на генштабовской километровке 1986 года она еще существовала), вдоль нее доехал до действующей железной дорги, которая идет в Феодосию.

К северо-востоку от меня белел озер Ачи. Белое оно то соли, так как озеро это соленое и в летнюю жару оно подсыхает, оюнажая залежи соли. Берега озера болотистые, подойти к нему не удалось, зато удалось отснять панораму.

Несмотря на плоский рельеф, места тут очень живописные. Дороги в сухую погоду превосходные. Я отснял серию панорам, которые тут-же представляю.

Обогнув озеро Ачи с юго-востока, я направился до Фронтового Водохранилища, которое соединяется с Северо-Крымским-Каналом (СКК - абревиатура, сбетонные столб с рельефным изображением которой установленны вдоль канала через каждые сто метров (может чуть больше - подробного измерния не производил) Водохранилище с прозрачной водой и местами песчанными берегами, в большинстве своем поросшие камышом. Обехав его с западной строны попадаю в поселок Фронтовое. Обычный поселок, кстати все поселки тех мест напоминают о самом захолустном подмосковье. Деревни немноголюдны, чувствуется удаление от курортных мест. Удаление от курортов ощущается и по ценам на арбузы, которые были в два раза дешевле чем в Береговом и Феодосии.

Около Фронтового стоит Монумент строителям Северо-Крымского-Канала. Канал этот был построен для орошения этой засушливой местности, из него и сейчас берут воду для сельско-хозяйятвенных нужд. Я сам видел как к нему подьезжвла водовозка и заправлялась водой. Берега канала заросшие как снаружи так и внутри русла - видно что за сооружением никто не ухаживает. Мост после Ячменного тоже выглядет старым, ограждения его пости разрушены, а сам он весь в больших трещинах.

После переправы через СКК по мосту сворачиваю на белогравийную дорогу, проезжаю по ней немного и сворачиваю на первую идущюю на север полевую дорогу. Еду достаточно бысро - полевые дороги ровные, по ним приятно ехать. Доезжаю до Петрово, около него проходит железная дорга, под которой есть небольшой тлннель по которому можно пройди под жд путями. Так же по этомк переходу водят скот, судя по количеству лепешек, под мостом их больше, можно сказать что коровы в момент прохода над ними поезда более подвержены неожиданной принудительной дефекации. После прехода немного проехавшись по великолепному асфальту, по котороиу ездит очень иало машин (я видел только одну), я свернул с намеченную строну. На горизонте уже появлялось Азовское море. Ура! цель пути уже видна!!! После асфальта поля пошли белее дикие, с большим количеством колючих трав. Тут японял, о чекм говорили велопутешественники насчет колючек :-) Я всетаки подцепил несколько, но не стал разбартовывать камеру, покачивая через каждые пять минут кое как доехал до дороги, проходячщей вдоль Азовского моря в сторону Арабатской стрелки.

Дойдя до воды я первым делом искупался, потом разбортовал колесо и произвел ремонт камеры. Оказалось, я подцепил три колючки в заднее колесо!

Искупавшись еще раз, я пошел рассматривать цель моего путешествия - арабатскую крепость, точнее то, что от нее осталось.

Пару слов о крепости.

Крепость стоит на недалеко от села Каменское (прежнее название Ак-Монай). Акмонайский перешеек - узкая 17-километровая полоска суши между Арабатским и Феодосийским заливами. На нем то и стоит крепость. Место это стратегически выгодное, и актуальность этого выгодного положения не исчерпалась и в Великую Отечественную Войну. Тогда то и кремость была почти стерта с лица земли. Крепость эта существовалаво Боспорского царства, возникшего на месте Керчи еще в V в. до н. э.

Вот небольшая историческая справка с сайта http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=901

"В 1475 г. но. Крымский полуостров вторглись турецкие войска. Они разгромили генуэзские крепости, уничтожили крупное средневековое княжество Феодоро в юго-западном Крыму, подчинили своей власти (сделали вассалом) Крымское ханство. Во всех стратегически важных пунктах полуострова турки строили новые или усиливали старые крепости. Главными их крепостями в Крыму были Перекоп, Арабат, Еникале(под Керчью), Гёзлёв, Кафа. Но есть сведения, что на месте Арабатской крепости укрепление существовало еще во времена Боспорского царства, т. е. в V-IV веках до н.э. Тогда оно носило другое название и выглядело, вероятно, совсем иначе. Захватчики оценили удобное его положение для обороны полуострова и возвели на этом месте новую крепость. Точная дата ее сооружения не установлена, предположительно она датируется второй половиной XVII столетия. Впервые крепость Арабат появилась на карте в 1651 г. Эту карту составил Я. Сандрарт по материалам французского военного инженера В. Боплана. Решительная борьба Московского государства за выход к Черному морю началась в середине XVI столетия при царе Иване Грозном, В течение XVII-XVIII веков России пришлось вести с Турцией многочисленные кровопролитные войны. В 1768 г. началась новая война между Турцией и Россией, которая продолжалась до 1774 г. Для нашего повествования она интересна тем, что в 1771 г. основные военные действия происходили на крымском направлении, где наступала вторая русская армия под предводительством генерал-аншефа князя В. М, Долгорукова. Штурмом взяв Перекоп, она вошла в Крым. Часть армии из Геническа переправилась через пролив на Арабатскую стрелку. Переправа осуществлялась по мосту длиною 50 саженей который был сделан из лодок, взятых у флота. Русские солдаты за четыре дня преодолели под слепящим июньским солнцем длинные степные версты и штурмом взяли крепость Арабат . Продолжая свой беспримерный поход, они захватили на берегу Керченского пролива крепость Еникале. После присоединения Крыма к России (1783 г.) Арабатская крепость не сразу потеряла свое значение. О ней вспомнили во время Крымской войны 1853-1856 гг. Так как стены крепости уже сильно обветшали, их облицевали известняковым кирпичом. Каменная турецкая кладка и серые кирпичи и сейчас хорошо просматриваются в толще стен. Гарнизон Арабатской крепости был усилен до двух батальонов, а вооружение ее увеличено до семнадцати орудий. Эти меры оказались не напрасными. В 1855 г. англо-французские войска заняли Керчь, высадившись с судов эскадры, которая вошла в Азовское море. Все лето неприятель совершал нападения на прибрежные населенные пункты, грабя и разоряя их. Главной целью союзников было помешать сообщению полуострова с материком. Но это им не удалось. Умелая оборона Арабата и Геническа предотвратила высадку десанта на Арабатской стрелке и не позволила кораблям противника проникнуть в Сиваш. Правда, бед союзники натворили немало. Достаточно сказать, что в проливе Тонком они подожгли 130 лодок с продовольствием, на берегу сожгли зерно и каменный уголь, разрушили многие дома в Геническе. После окончания Крымской войны крепость потеряла свое значение и гарнизон из нее был выведен. Рядом с ней сохранился лишь маленький посёлок, носивший то же название - Арабат. Население его охотно использовало для строительства кирпичи из стен «бесхозной» крепости. Однако залпы батарей, сотрясавшие стены старой крепости, не были последними. В конце октября 1920 г. в Крыму после сокрушительного разгрома на (аховском плацдарме окопались войска барона Врангеля. Главные и наиболее сильные укрепления белых были возведены на стратегически важных направлениях - на Перекопе и Чонгарской переправе, менее сильные на Литовском полуострове и Арабатской стрелке. 9-11 ноября, когда войска М. В. Фрупзе прорвали позиции белых на Чонгарском и Перекопском направлениях, 9-я стрелковая дивизия под командованием Н. В. Куйбышева переправилась через Генический пролив на Арабатскую стрелку. Отсюда часть дивизии форсировала Сиваш против устья реки Салгир (там же, где в 1737 г. переправлялись войска генерала Ласси), другая ее часть двинулась дальше - мимо стен Арабата на Керченский полуостров. Пропылили мимо крепостных стен: усталые роты, умолкли пушки... Летом у крепости всегда людно, несмотря на то, что поселка здесь уже давно нет (в 50-х годах в связи с переселением жителей он прекратил существование). Здесь обычно стоят десятка два машин, много мотоциклов, палаток. Рядом хороший пляж, а за крепостью, на крутом изгибе Арабатского залива, чудесное место для ловли бычков."

Относительно хорошо сохранились ее трехметровой толщины стены, многоугольники фортов, но в самом крепостном дворе остались только груды глины и камня. Перед стенами - крепостной ров, за ним - вал, который и сейчас местами достигает высоты 7-8 м. Ров, по-видимому, заполнялся водой по специальным каналам из Азовского моря и Сиваша. Вход в нее - через ворота, расположенные в южной стене, обращенной к Керченскому полуострову. На восток, север и запад смотрят орудийные бойницы, расположенные в несколько рядов такое расположение, очевидно, давало возможность одновременно использовать орудия разных систем и мощности. Об Арабатской крепости сохранилось очень мало сообщений в справочной и краеведческой литературе между тем она была молчаливым свидетелем бурных и трагических событий.

Внутри развалин отдыхающие всетаки наделали несколько больших куч мусора, это немного омрачило идилию места. Я начал осмот с пробоине с проема для ворот, сразу бросились в глаза разные типы кирпичей в гладке - от четко выструганных кирпичей царской эпохи, до камней и глины более древних лет. Вдоль стен много ходов и помещений - все они конечно полуразрушенные, но тем не менее достаточно интересные. Двор крепости полностью смешан с землей, но не исключино что осталось много нераскрытых подземных ходов.

Еще интересный обьект - озеро Сиваш

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

Сива?ш, или Гнило?е Мо?ре (укр. Сиваш, Гниле Море, крымскотат. S?vas, Curuk Deniz, Сываш, Чюрюк Денъиз) — залив на западе Азовского моря. Сиваш отделяет Крымский полуостров от материка. По нему проходит граница между Автономной Республикой Крым и Херсонской областью Украины. Название Сиваш в переводе с крымскотатарского языка (крымскотат. s?vas) означает «грязь». От Азовского моря Сиваш отделён длинной косой Арабатская Стрелка, соединяется с морем Геническим проливом. От Чёрного моря отделён узким Перекопским перешейком. Площадь Сиваша составляет около 2560 км?. По причине мелководья (наибольшая его глубина не превышает 3 м, преобладающими глубинами являются 0,5—1,0 м) летом вода в нём сильно прогревается и издает гнилостный запах, из-за чего Сиваш называют Гнилым морем. По этой же причине морская вода интенсивно испаряется, из-за чего Сиваш сильно минерализован. Состоит из 11 солёных и горько-солёных заливов. Длина — около 200 км. Ширина — 2—35 км. Рядовая площадь — 2 500 км?, из которых около 100 км? приходится на острова и 560 км? на участки, которые лишь периодически покрыты водой. Питается водами Азовского моря. Берега Сиваша преимущественно низкие, пологие, топкие, летом покрываются слоем солей. Дно Сиваша покрыто слоем ила толщиной до 5 м и больше. Солёность от 22 ‰ (на севере) к 87 ‰ (на юге). В рассоле Сиваша есть хлористые соединения натрия, калия и магния, бромистый магний, сульфат магния и другие соли. Общие запасы солей Сиваша — около 200 млн т. На базе минеральных богатств Сиваша построены заводы: Перекопский бромный, Крымский двуокиси титана с производством фосфорных удобрений и Крымский содовый.

Я прошел немного по высушенному жарой дну озера, песок был достаточно сухой, и я не ушел в зыбучюю пучину.

На обратном пути я заглянул во Львово - хотел купить арбузов, но магазинов, так жекак и вообще людей я не встретил - если бы не забор,огораживающий один из немногочисленных домиков, и лай собаки, доносящийся из за него, я бы подумал, что деревня совсем нежилая.

За арбузом пришлоси катиться в Каменское - ближайший более-менее большой населенный пункт. Каменское тоже довольно тихий поселок, тоже не курортный. Судя по большому количеству обьявлений о продаже домов, многие из жителей хотят перебраться в более многолюдные места.

На обратном пути мне встретилось необычное явление - я увидел смерчь, и очень испугался. Дело в том, что за несколько дней до нашего приезда в лагерь над территорией палаточного лагеря пронесся настоящий смерчь и унес в неизвестном направлениии один из тентов. При ближайшем рассмотрении я обнаружил что это не смерчь, а огромная стая муравьев, устраивавших брачные полеты. Посмотрев вдаль я увидел еще несколько живых смерчей. Что удивительно, они появились из неоткуда и повсеместно, пока я ехал к лагерю я встретил еще немало таких смерчей.

Обратный путь я решил проложить вдоль СКК до Фронтового, атам уже переправиться по мосту. Дорога вдоль канала балогравийная, пока я ехал не встретил ни одной машины.

Приехал в лагерь уже когда темнело, но все же не по темноте, то есть расчет по времени оказался правильным!

Утром я обнаружил, что у моего велосипеда спущены оба колеса - как оказалось я получил еще по три колючки в каждое колесо, но проколы были то ли очень мелкими, толи шипы застряли в покрышке, тем самым замедляя скорость истечения газов из камеры.

 

  Павел Ляхов

__________________________
Напоминаем читателям, что авторов всегда можно поблагодарить и поддержать не только репостами, но и небольшой денюжкой, перечислить которую вы в любой момент можете на яндекс.кошелек 410011124761805 Чтобы это сделать, совсем необязательно иметь собственный яндекс.кошелек: достаточно лишь воспользоваться одним из способов пополнения, например платежными терминалами

Спасибо за внимание и поддержку!



SPL lab. design & support.