Покров - Богородск-Монино.
Идея этого путешествия сложилась спонтанно - сначала мы собирались заехать к Тане на дачу в Ветчи, но потом пока туда-сюда, возникла мысль прокатиться от Покрова до Ногинска (бывш. Богородск). Конечный пункт – Монино выбран не случайно – так как мы планировали возвращаться на поздних электричках, нудно было предусмотреть возможность доехать на великах от электрички до дома не заходя в метро. Высаживаться со станции Лось, и от нее доехать до Долгопрудного было весьма удобно. Для построения маршрута использовались сервис построения маршрутов, карты и треки с сайта www.gpsies.com и генштабовские полукилометровки. Основным критерием при построении маршрута было не использовать для движения загруженные автомобильные шоссе, полные пыли и расплавленного асфальта (температура воздуха в эти дни была в районе 35-38 град по Цельсию), отдавая предпочтения лесным и гравийным дорогам, на которых либо вообще нет автодвижения, либо машин немного. Также планировался осмотр таких достопримечательностей как даревенская архитектура владимирской области, заброшенная военная база ПВО, взорванная церковь (в пути мы нашли еще одну заброшенную колокольню) и множество водоемов и рек для купания. В итоге, трип получился весьма и весьма интересный.
Примечание:
Под некоторыми фоторгафиями есть индексы - они соответствуют маркерам на карте.
Фактический трэк для ОЗИ эксплорера
Нам предстояло проехать около 125 км, в поход поехали вдвоем с Полиной - решили для большей мобильности идти малой группой. Вышли из дома в 11-30, затарились в магазине необходимой провизией и около 12 двинулись от станции Длгопрудная в сторону Мытищ. Предстояла задача доехать до Покрова на электричке, для этого нужно было доехать до станции Фрязево Ярославской железной дороги, а от нее уже Владиирской электричкой до Покрова. Решили садиться в электричку в Мытищах - для этого предстояло проехать от Долгопрудного еще около 20 километров.
Сделали пару фотографий у доски почета в Мытищах. На станцию Мытищи влезть оказалось нелегко - обходили вдоль путей с последующим влезанием на платформу - неохота было платить за провоз великов - в итоге сэкономили больше 1000 р. на электричках туда и обратно :-).
Около 16-00 мы прибыли на Фрязево. Было очень жарко, но как только мы вышли на платформу откуда ни возьмись пошел дождь- гроза. Было приятно попрыгать под струями теплого летнего ливня. Электричка до покрова отправлялась через 20 минут.
В Покров приехали в 17-22 было прохладно и шел небольшой дождь, после жары это было приятным подарком от природы. Немного перекусив пряниками и минералкой мы двинулись в путь.
От станции до самого Покрова около 4 км. Дорога идет вдоль промзоны. Сам Покров городок небольшой, вытянутый вдоль Горьковского Шоссе. По центральной улице домики в основном маленькие не выше 3-х этажей.
Мы планировали в первый день далеко не отъезжать а остановиться на ночевку у озера Веденское. Спросили у местных как туда проще доехать, но нам посоветовали озеро Черное (оно на карте почему то не было подписано). В итоге поехали на Черное и не пожалели. Озеро Черное и Веденское имеют острова, причем на Веденском на острове располагается монастырь. У меня возникло предположение, что на Черном озере тоже было островное поселение, крепость и ли монастырь. В итоге мои предположения подтвердились: вот краткая справка из Википедии о Черном озере «Чёрное озеро — озеро на западе Владимирской области, в двух километрах от города Покрова. Прежде называлось Ланским или Ланковским: «Озеро Ланковское в длину сажён с триста, поперёк сажён с шестьдесят и больше…» Площадь водного зеркала 30 га, что на один гектар больше чем площадь соседнего Введенского озера. Берега водоёма — частью заболоченные, частью песчаные и поросшие сосновым лесом.
На востоке, возле полуострова округлой формы, из Чёрного озера вытекает река Шитка, что впадает в Клязьму и на которой стоит Покров. К северу от озера отходят оросительные каналы и расположена деревня Масляные Горочки, где была маслобойня, производившая горчичное масло для баранок, поставлявшимся к царскому столу. В прежние времена теперешний полуостров был островом, на котором стояла церковь. C 1711 г. указом Петра Великого «рыбные ловли» Ланковского озера отданы Свято-Введенскому островному монастырю, хотя само озеро и его берега остались во владении князей Голицыных. Впадает в озеро единственный безымянный ручей.
В 1863 г. озеро уже именуется Чёрным, о чём есть запись в «Списках населенных местностей Российской империи». Происхождение этого названия объясняют, по меньшей мере, двояко. Согласно преданию, во времена Смуты на острове укрылись окрестные жители, но подошедший польский отряд кого зарубил, кого утопил, а сосновый бор вкруг озера сжёг. Чёрное пепелище и определило название водоёма, равно как и острова: Чёрный остров. Согласно другой версии, вода Чёрного озера окрашена гумусовыми кислотами и оттого темна.»
Вода в озере действительно темная, и в виду установившейся в наших краях жары, температура воды нагрелась до 28-30 градусов, из за чего, по моим предположениям, погибли личинки комаров (я по утру заметил их хитиновые панцири по всей береговой линии) и комары нас не кусали. Возможно, они погибли и от других факторов.
На следующий день решили доехать до Веденского и посмотреть островной монастырь. Лесными дорогами обогнули Черное озеро с севера и по грунтовке выехали на асфальтовую дорогу до поселка Веденский.
В поселке Веденский большинство строений - бараки созданные в начале 20 века, но есть и старинные строения.
Озеро Веденское, на котором расположен остров с монастырем очень заросшее - мы даже не стали в не купаться, решили искупаться в Черном озере на пути в деревню Масляные горки. Но места там живописные. Я сделал несколько фотопанорам вида на озеро.
Вот справка из Википедии про озеро Веденское: «Введенское озеро — озеро на западе Владимирской области, в четырёх километрах от города Покрова. Прежде было известно как Вяцкое или, в более современной транскрипции, Вятское: «… села Покрова озеро Вяцкое в длину сажен с двести, поперёк сажен с полтораста…» Существует две версии о происхождении этого топонима: согласно первой, имя озера связано с жившими здесь переселенцами из земли вятичей, согласно же второй, оно является подвергшимся именению более ранним названием Вязкое, связанным с илистостью прибрежного дна. В «Статистическом описании Покровской округи, составленном в 1815 году» озеро называется Вятерево. Современное название за водоёмом закрепилось уже в советские времена.
Площадь водного зеркала Введенского озера теперь определяют в 29 га. В согласии же с планом 1778 г. его площадь была 35 десятин 684 кв.сажени, что в переводе на метрические единицы составляет примерно 38,5 га. На озере, близ его восточного берега, есть «небольшой остров, на коем построена Введенская пустынь». Если его площадь учитывали при подсчёте общей площади водоёма в 1778 г., тогда разница между современными данными и цифрами того времени объяснима. Берега озера, что «длиною 1 ? вёрст», болотистые и местами песчаные, с запада и юга поросшие сосновым лесом. На восточном берегу расположен посёлок Введенское, от которого идёт шоссе к Покрову. Свято-Введенский Островной монастырь, связаный с посёлком двумя мостами, основан в 1708 г., тогда — как мужской. До появления монахов на острове, тот был совершенно пуст и добраться до него можно было лишь лодкою.»
И краткая история Введенского монастыря: «В начале XVIII в. два инока Сергий и Тимофей поселились на небольшом острове этого озера, где основали новую обитель. 4 декабря 1708 г. по челобитной, адресованной царю Петру I, им была выдана грамота на строительство деревянного храма и основание монастыря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский мужской монастырь просуществовал до 1918 г.( его закрыли, имущество национализировали).В 1990-х годах, когда на остров приехали первые монахини, обитель возродилась в виде женского Свято-Введенского монастыря. Ныне на монастырском острове восстановлен один из храмов, ведется реставрация другого, реконструированы кельи, цветники, теплицы, проводятся богослужения.»
Мы объехали озеро с юго-запада - вокруг озера есть небольшая тропинка, которая ближе к въезду на остров пропадает в зарослях крапивы. Там же много кустов ярги - её мы с удовольствием поели.
Посетили монастырь. В монастырь ведет добротный мост, при въезде написано, мол без позволения настоятеля не въезжать. Ну мы не стали въезжать, а спешились и вошли. Велики оставили у охранника. который был настроем вполне добродушно. В храм нам войти не удалось, та к как там велась уборка. Мы немного постояли в предбаннике - там было прохладно. Чуть остыли от жары. Сделали несколько фото монастыря и отправились на Черное - купаться. Попрощались с охранником и направились в путь. Следующим пунктом нашего путешествия была деревня Масляные Горочки, до которой мы доехали по лесной дороге от Черного озера. В деревне много новых строений дачного типа. Мы проехали по усыпанной белоснежной щебенкой центральной улице в западном направлении, потом отыскали нужную нам лесную дорожку которая местами проходила по разобранному железнодорожному пути узкоколейной железной дороги, которая когда-то обслуживала торфоразработки. Лесная дорога несмотря на недавний ураган (ураган был в начале июня), была расчищена. Комаров в лесу было много и на участках, где все-таки приходилось идти а не ехать (к счастью таких мест было мало), мы брызгались реппелентом.
Мы планировали по этой дороге доехать до Ветчей, но доехав до дач мы столкнулись с непреодолимым препятствием - прошедший в начале лета ураган (13 июня) завалил дальнейший путь и нам пришлось воспользоваться гравийной дорогой (которой кстати не было на карте), подходившей к дачам от дороги ведущей до дома отдыха "Сосновый Бор". В результате нам пришлось делать довольно большой крюк до Горьковского шоссе чтобы пересечь по мосту Киржач. Но дорога была неплохой - машин почти не было, пока проезжали этот участок (около 15 км) встретили всего около 10 машин.
|
|
|
По этой дороги доехали до деревни Киржач (не путать с городом), далее перемахнув по мосту через реку Киржач, сразу же после моста повернули направо и по асфальтовой дороге (которая на карте обозначалась как бетонка) двинулись в сторону Ветчей. По левому, а потом и по правому краю дороги попадались интересные, огороженные забором объекты с одинаковыми заборами и воротами, отличающимися только номерами. Я сделал предположения что та дорога по которой мы ехали, бывшая когда-то бетонной, а сейчас асфальтированная -была создана для подъезда к этим объектам.
На дороге было мало автомобилей, так что ехать было легко и приятно.
В Ветчи заезжать не стали, так как было уже поздно, а нам за завтрашний день нужно было доехать до Ногинска и посетить 2 заброшенных военных объекта. С Таней мы созвонились уже вечером, когда встали на Киржаче у взорванной церкви.
Доехав до Родионово, проехав через Пловцево мы решили свернуть и остановиться у Киржача. Кстати бетонная дорога закончилась в Пловцево воротами последнего странного объекта. В стороне реки виднелась колокольня с поблескивающем на солнце крестом. На карте ее не было и мы решили доехать до нее и осмотреть. При подъезде стало ясно что колокольня стоит в на поле в зарослях сирени и, похоже необитаема. Колокольня стояла на другом берегу реки и мы подумали, что не сможем к ней подойти. На другом берегу на небольшом песчаном пляже плескались дед с мальчиком. они подсказали. что есть веревочный мост чуть правее от нас. Мост оказался отличным и мы перешли через реку.
Дошли до пляжа, искупались - вода была теплая, течение быстрое - очень хорошо.
Дед попросил у меня спички, я порыл в рюкзаке и подал ему завернутые в полиэтилен коробок. Я спросил что это за церковь тут была. Дед рассказал что церковь была взорвана в советское время. «Один нехороший человек хотел выслужиться перед тогдашней властью и добился разрешение на взрыв церкви. При взрыве колокольня устояла. тогда было принято решение обнести колокольню лисами и сбить крест и купол. Один отчаянный доброволец залез на купол и хотел было снести крест, но тут с ним что-то произошло и он спустился весь седой. Тогда решили колокольню оставить и вот она так и стоит по сей день»
Еще дед рассказал про то как то в молодости он с товарищем попал под сильный дождь и они укрылись под сводами колокольни, разожгли там костер. Костер получился знатный, такой что в колокольне все окна засветились. В темноте ночи это было весьма эффектно и в последующие дни пошел слух о чуде в Аргуново. Еще в Аргуново был когда-то мост (тоже из слов того деда), на котором по праздникам устраивались кулачные бои. Старое расположение моста можно определить по месту где заканчивается брусчатая дорога.
Позже, при написании этого повествования я нашел описание истории этого храма на сайте http://sobory.ru «Это село на р. Киржач служило центром древней Аргуновской волости. Жители с. Аргуново, Никольское тож, или в просторечии Николо-Аргуново, издревле занимались плотничеством. В словаре В.И. Даля слово «аргун» объясняется как плотник, именно владимирский.
По писцовым книгам 1628 г. с. Никольское на Киржаче значится выслуженной вотчиной «за московское осадное сидение в королевичев приход под Москву», данной князю Алексею Юрьевичу Сицкому (ум. 1644), боярину, начальнику Приказа Казанского дворца, женатому на княжне Евдокии Дмитриевне Пожарской
В писцовых книгах XVII в. читаем описание храма с. Аргуново того времени: «Церковь Николая Чудотворца деревя на вверх (то есть шатровая), а в церкви деисус и двери царские и образы и книги и свечи и всякое церковное строение мирское, при церкви поп Василий». При аргуновской церкви было два священника, у каждого в приходе по 96 дворов, а в 1707-1708 гг. было по 107.
По местному преданию, до постройки каменного храма здесь стояли две деревянные церкви, от которых сохранились, по свидетельству местной церковной летописи, двое царских врат и железный восьмиконечный крест с полулунием внизу. Эти церкви находились на месте нынешнего кладбища (к северу от развалин каменного храма).
В 1795 г. вместо деревянных церквей построен каменный храм, в 1826 г. к нему пристроена тёплая трапезная. Каменная колокольня возведена в 1813 г. Престолов было пять: в холодном - во имя святителя Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла и великомученицы Варвары, в трапезной - Крещения Господня и пророка Илии. Над главным престолом устроена сень на четырёх столпах. В 1833 г. церковь и кладбище обнесены каменной оградой с 5-ю башнями и 5-ю воротами, поставлена каменная сторожка.
В начале 1950-х гг. в храме ещё молились. 18 марта 1957 г. появилось решение исполкома облсовета, разрешающее «Покровскому райисполкому разобрать аварийное здание недействующей церкви пос. Аргуново», подписанное председателем В. Споровым. В справке, подписанной 15 марта 1957 г. «Уполном. Совета по делам р.п.ц. (так в подлиннике) при Сов. Мин. СССР по Владимирской области» И. Мирским пишется о здании, построенном в 1795 г., что оно «не представляет из себя ни архитектурной, ни исторической ценности, находится в аварийном состоянии... фундамент, кирпичная кладка стен разрушаются, особенно в углах основного здания и колокольни. В оконных и дверных проёмах отсутствуют решётки и рамы... Считаю возможным удовлетворить ходатайство Покровского райисполкома о разборке аварийного здания».
Церковь взорвана в 1960-х гг., осталась куча битого кирпича с торчащими там и тут погнутыми оконными решётками (по бумагам, разрешавшим взрыв, они отсутствовали). Колокольня, якобы аварийная, пережила взрыв, стоит и в наше время, как и прежде возвышаясь над лесами и полями. От села осталось только кладбище.»
(По материалам книги прот. О. Пэнэжко «Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области», Владимир, - 2005, Стр. 26-32.)»
Вдоволь накупавшись, решили остановиться на берегу Киржача, в 100 м от колокольни. Установив палатку и замаскировав велосипеды, мы с Полиной отправились гулять по заброшенному кладбищу, осмотреть руины церкви, и, по возможности, пообщаться с местными духами ;-)
Утром проснулись рано - около 7 утра. Путь впереди был не близкий, потому решили в темпе собраться, искупаться, осмотреть руины при солнечном освещении и направиться дальше.
Обратно выезжали по той же бетонке через Родионово до Санино. В Санино зашли в местный магазин, находящийся недалеко от памятника односельчанам, павшим в Великой Отечественной. Магазин располагался в старом доме, модерного стиля. Может быть раньше это был дом помещика. И с наружи и внутри отдавало модерновым стилем. особенно понравился потолок-свод с профилем, свойственным модерновым аркам. Порадовало также чисто деревенское,. советское оформление магазина, продавщица, весы - немного понастальгировал по советскому детству. Купили там мороженное и местный хлеб. Все оказалось очень вкусным. Также на двери магазина висело странное объявление с черно-белыми фоторграфиями изувеченного тела какого-то деда, которого нашли на ж.д .путях, с просьбой опознавших обратиться в местную милицию. Также в деревне есть очень красивая церковь 1890 года постройки "Церковь Черниговской иконы Божией Матери" судя по количеству припаркованных около нее машин и внешнему опрятному виду, модно сказать что храм процветает.
От Санино, переехав железнодорожное полотно через переезд по лесной дороге, осыпанной гравием и хорошо утрамбованной доехали до села Кашино. У въезда в лес удалось поживиться полузасохшей земляникой, которая росла в противопожарной траншее.
По спутниковым снимкам мы заранее знали о существовавших руинах церкви на кашинском кладбище. На карте она тоже не была обозначена и мы нашли ее выезжая из деревни по одной из лесных дорожек в сторону леса.
По информации с сайта http://sobory.ru церковь была построена с 1910 году и носила имя "Церковь Пантелеимона", там же написано, что в январе 2010 ее решили реставрировать. На мой взгляд церковь сильно пострадала от взрыва, незнаю, возможна ли реставрация. Осматривая руины обнаружил интересные конструктивные особенности - во первых свод сделан из бетона + кирпичной кладки, во вторых тут использовался прием с двойными стенами (я так понимаю в зазорах между стенами функционировала система вентиляции; ждя вытяжки воздуха из пространства между стенами использовалась труба (хотя возможно эо была труба отопительной печи). И, наконец, в церкви был подвал, коорый конечно пострадал от взрыва.
Прогулявшись по кладбищу (кстати, старейшие увиденные нами могилы датировались 1890-ми годами), мы вернулись в Кашино и отправились по ослепительно белой от известняка дороге в сторону заброшенной военной базы ПВО (ее расположение мы узнали по характерной елочке в гугле-мэпс)
Доехав до указанного на карте поворота мы удивились тому, что подъезд к объекту оборудован асфальтом хорошего качества. На асфальте остались надписи и следы от шин - тут проводятся гонки стрит-ресеров. Кстати дорога прямая, без выбоин - отличная трасса для гонок. Правда прошедший ураган все-же оставил свои следы в виде упавших деревьев, которые нам пришлось перелазить.
Судя по состоянию развалин - эти места были оставлены военными достаточно давно. Сюда приезжают сборщики металлолома, любители полазить по заброшенностям и графитчики - кстати неплохие рисунки мы обнаружили на развалинах одного из ангаров. пока мы катались по одному из ответвлений "ёлочки" по главной аллее проехал рено логан с таксисткими шашечками - интересно как они прорвались через завалы на подъезде к базе. Мы решили не светиться - мало ли зачем эти люди приехали сюда в понедельник в 3 часа дня. Но любопытство все же перебороло осторожность, и мы решили все-таки залезть в цитадель.
Залезли в главный бункер - соружние конечно масштабное - вот бы такую штуку сделать на даче :-). В бункере было прохладно, что дало нам немного оклиматься после 35 градусной жары. Мы быстро прошлись по закоулкам сего сооружения и поспешили направиться обратно, так услышали посторонние звуки и решили не искушать судьбу. Кстати, обнаружил интересную вещь - лес вокруг базы настолько изрым траншеями и параллельными друг другу буграми, что в случае войны к базе можно будет подъехать только с главного въезда.
Следующим пунктом нашего путешествия стал военный городок, обозначенный на карте как санаторий. скорее всего он в прошлом обслуживал объект, не котором мы только что побывали. Городок находится в полузаброшенном состоянии, но там очень спокойно и умиротворенно, думаю сейчас он вполне оправдывает свое название на карте.
После военного городка должен быть командный пункт, но я испугался, что мы не успеем на последнюю Монинскую электричку, и принял решение ломиться дальше.
Через деревню Песьяне выехали на второе бетонное кольцо, чтобы проехать по нему 2 км и углубиться в дебри. Деревня Песьяне выглядела вполне нормально, судя по специальным строениям, тут ведется какое-то производство.
От кольца доезжаем до деревни Красный Угол по приятной лесной дороги по сосновому лесу. От Красного Угла двигаемся на юго восток, проезжая деревню Сопово по интересной, очень волнистой дороге, похожей на специальный тренировочный трек для вело трюкачей. От красного угла едем по той же дороге, но она уже сворачивает на юго-запад, и минуя лес и дачные участки доезжаем до деревни Дальняя. В деревни дальняя проходил праздник Петра и Павла. У маленькой часовенки (кстати, подобные часовенки мы видели во многих деревнях этого района. Судя по виду, поставлены они недавно. Выступал какой-то ансамбль, на улице тусовались нарядно одетые бабушки с дедушками и молодежь.
Недалеко от деревни дальняя по карте было обозначено озеро. Мы решили в нем обязательно искупаться. На наше счастье встретили двух местных дачниц на великах, которые направлялист в тк же сторону, и знали дорогу до озера.
Озеро оказалось очень интересным. Во первых в неб была довольно прозрачная вода, во вторых оно было не заросшее водорослями (в отдельных местах водоросли все же были), и в третьих у него было абсолютно твердое монолитное дно. У меня возникло предположение, что озеро это образовалось в результате горения торфа - отсюда и керамическое дно. Но объяснить отсутствие золы (из нее бы получился неплохой иловый слой) - я не знаю - возможно ее сдуло каким-то сильным ураганом...
Искупавшись в озере, мы направились дальше. На этот раз путь был по асфальтовой дороге отличного качества, также радовало отсутствие автомобилей. Воспользовавшись случаем мы решили перекусить прямо на асфальте.
Через 10 км по пустынной дороге доехали до Коробаново и искупались в зелёных водах Шерны. Река была глубока и тепла, несмотря на быстрое течение. Берег обрывистый, но у воду есть удобное пологое место. Кстати с берега можно прыгать рыбкой - русло достаточно обрывистое, но не опасное. Много купающихся.
Искупавшись мы поехали искать коробановский подвесной мост. За ним уже недалеко Ногинск.
Коробановский мост оказался мощнее моста через Киржач, хотя сделан по той-же схеме.
Перейдя реку по мосту мы вошли в лес, и свернули на тропу на лево, не доходя до дома отдыха. Далее по тропе доехали до высоковольтной линии, вдоль которой шла хорошо наезженная грунтовка. Посмотрев карту я нашел необходимый нам поворот, отсчитал километраж, и с помощью спидометра мы нашли нужную нам тропу (там их было несколько)
Тропа была в идеальном состоянии, даже деревья, упавшие во время урагана были выпилены. Потом внимательно приглядевшись обнаружил, что тропа лежит на бетонных плитах. Проехав дальше мы остановились у шикарного малинника. Вскоре, увидев забор с колючей проволокой, я понял зачем в лесу эта бетонная дорога. Всунув объектив фотоаппарата в дыру в заборе я сделал несколько снимков. Потом, объехав забор справа , мы увидели парадный вход со знаком «кирпич» и надписью под ним «кроме НФ ФГУП ФНПЦ "ПРИБОР"»
Объект находился рядом с дачами, от него шла асфальтовая дорога в Ногинск, по которой мы и поехали.
Город Ногинск сам по себе очень интересный. Понравилась его архитектура. Очень много следов коммунистического прошлого. Много старинных домов с причудливыми наличниками, монастыри, трамваи.
От Ногинска по Горьковскому шоссе долетели до Монино и успели сесть на предпоследнюю электричку. А дальше, как и планировали, слезли сплатформы Лось и на велосипедах доехали до дому.
В итоге, учитывая основной маршрут, поездку от дома до Мытищь и от Лося до дома, вышло что за три дня мы проехали около 165 км.
Удачных путешествий!
31.07.2010. Павел Ляхов
__________________________
Напоминаю читателям, что авторов всегда можно поблагодарить и поддержать не только репостами, но и небольшой денюжкой, перечислить которую вы в любой момент можете на яндекс.кошелек, где 410011124761805 - мой номер счета. Чтобы это сделать, совсем необязательно иметь собственный яндекс.кошелек: достаточно лишь воспользоваться одним из способов пополнения, например платежными терминалами
Спасибо за поддержку!
SPL lab. design & support.
|