Ялтинская яйла

Сайт о путешествиях и путешественниках. Отчёты, карты, фотографии...

 

Велокрым. Май 2008



  Часть 7. Ялтинская Яйла. День первый.
   Итак, расставшись с Сашей, Колей и Лехой, мы приступили к штурму хребта. Составленный еще в Москве план звучал так: “Как уже упоминалось, раздолбайкеры вынужденно спускались к морю по серпантину. Предлагаю следующий альтернативный вариант. Весь день мы посвящаем покатушкам (а местами пешочком) по Ялтинской, а затем по Бабуганской яйлам, посещаем вершину Кемаль-Эгерек, Беседку ветров, Роман-Кош (высшая точка Крыма) и т.д. (возможны варианты).. где-то там же ищем место для ночлега. На следущий день спускаемся в Массандру (Ялту) по Александровскому серпантину.”. Казалось, что не покататься по хребту, а именно это слово упорно приходило в голову, означало бы лишить себя всей соли горного велопохода, хотя, конечно, в условиях образовавшегося цейтнота о покорении горы Роман-Кош речи не шло.
   Идея была простая: проехать в этот день по-максимуму до Никитского перевала, и уже с утра, а, в крайнем случае, днем вновь объединиться в Ялте и продолжить маршрут вместе. Только мы утеплились, надев шапки и перчатки, немного отъехали от здания канатной дороги, как небо снова заволокло тучами, и зарядил дождь. Благо, он был не очень сильный, и мы решили идти до конца, раз уж затеяли это. Пока вернулись к развилке на Ялту, а затем еще дальше к асфальтовому повороту на турбазу, небо прояснилось и выглянуло солнышко. Это нас здорово обнадежило, и уверенной вереницей мы ворвались на грунтовые дороги яйлы. И практически сразу нашему энтузиазму пришел конец, а вместе с этим и понимание абсурдности слова “покататься”.

   Дорожная глина, размокшая после дождя, сразу же начала наматываться на покрышки и, застревая под крыльями, стала блокировать колеса. Пришлось стараться ехать с краю от дороги по траве. При этом слово “ехать” не совсем уместно, так как на спусках разогнаться мешали опасные камни, а подъемы по большей части покорялись лишь пешком. Каждый новый метр давался с большим трудом. За первый час пути мы прошли не более 2-3 км., и эта ситуация удручала. По дороге встретили группу велосипедистов и поинтересовались у них, насколько сложна дорога дальше. Они ответили, что примерно так и будет, а… (задумавшись)… в одном месте придется снимать велоштаны с багажников, хотя… (снова задумавшись)…, наверное, только если ехать в обратную сторону, так что, все – окей. Откровенно говоря, было далеко не окей.
   Когда заднее колесо моего велосипеда заблокировалось окончательно, признаюсь, я начал паниковать. Понимая, что путь по хребту занимает более 15 километров, мысль о том, что мы абсолютно не укладываемся ни в какие рамки, полностью затуманила мое сознание. К тому времени Олька уже здорово “наелась” толканием вперед велосипеда с тяжелой поклажей. Не будем забывать и о том, что в этот день мы завершали подъем на Ай-Петри по серпантину. Леха (Кузьмичем его теперь нет смысла называть) начал настаивать на том, что пора искать место для ночлега. Я, судорожно выковыривая куски глины из-под заднего крыла, сорвался и сказал, что сегодня мы будет идти, пока не стемнеет. Леха, не долго думая, заявил: так, Олька, мы поворачиваем обратно и спускаемся в Ялту по серпантину! Это был переломный момент в нашем горном переходе. Понимая, что ситуацию надо спасать, потому что еще одно разделение команды было уже просто недопустимо, я пообещал, что со следующего спуска в менее ветреное место мы начнем искать подходящую площадку для лагеря. Страсти улеглись, и мы продолжили путь. Я, Тоха и Олька к этому времени уже сняли свои крылья и закрепили их на багажнике – иначе двигаться было просто нереально.

   На развилках, которые периодически появлялись на нашем пути, старались держаться по возможности правее, чтобы случайно не свалиться на какую-нибудь тропу, уходящую на север от яйлы. Вскоре дорога пошла вдоль стены, сложенной не далеко от обрыва из камней, высотой до полутора метров. Что эта стена делает на высоте более километра, для нас так и осталось загадкой. По пути все старались приободрить Ольку, а иногда и помочь ей затащить велосипед на верхушку очередного холма, где нависшие облака, словно таинственный туман, окутывали нас, ограничивая видимость и делая обстановку еще более мрачной. В начале 8-го вечера мы спустились в небольшую сосновую рощицу, где холодные ветра были не столь свирепы, и решили здесь заночевать.
   Было очень холодно – не больше 5 градусов. Особенно это ощутилось, когда мы перестали крутить педали или шагать вперед, упираясь всеми силами в руль велосипеда. Дружно начали одевать на себя все вещи, которые были с собой. Тоха применил методику “слоеного пирога”, напяливая на себя поочередно футболку, водолазку, снова футболку, кофту, еще футболку, куртку, вторую куртку – в общем, в таком духе:). В это время я серьезно пожалел, что термобелье, которое еще на Челтере отдал Ане, сейчас лежало в теплой комнате где-то в Ялте, и в очередной раз дал себе слово несколько раз подумать, прежде чем НЕ ВЗЯТЬ что-то с собой в поход. О том, чтобы остаться этим вечером без костра, не могло быть и речи. Паша, воспользовавшись своей супер-горелкой, запалил влажные сосновые сучья, и вскоре мы уже ютились поближе к огню, согревая отмерзшие конечности. Воду тоже кипятили на горелке, чтобы максимум тепла от костра поглощать самим. В этот вечер чай на ай-петринских травах показался особенно вкусным, наверное, все из-за того, что он был горячий:). Спать ложились, прямо как были, во всей одежке, закутавшись с головами в капюшоны курток и спальников.
  Часть 8. Ялтинская Яйла. День второй

   На следующее утро мы вылезли из палаток и попали в зиму. Уверенный минус за ночь покрыл всю траву и листья деревьев белым инеем. Выглянувшее солнышко издевательски слепило глаза, но ничуть не грело. В перчатках и шапках отмерзшими пальцами мы начали готовить завтрак. Нехватка Саши ощущалась в полной мере, так как впервые за все время похода нам с Тохой пришлось приложить руку к приготовлению утренней каши. Толи мы не рассчитали с количеством воды, толи слишком долго ее готовили, но когда Олька с Лехой вылезли из своей берлоги, обильно покрытой слоем льда, овсянку уже нельзя было спасти:). Каша получилась довольно густой, но, по крайней мере, не пригорела. Вообще, думать о том, что мы поглощали на завтрак, не было особого смысла, так как основным вкусовым качеством еды была ее температура.
  

   Поехали дальше. Грунт, оттаявший после ночных заморозков, снова начал создавать препятствия для вращения колес. Паша долго не протянул и, в конце концов, тоже снял свои крылья. Лехины металлические пока еще выдерживали натиск глины. На одном из довольно крутых спусков он выпендрелся и ушел влево от дороги, чтобы по целине широкой дугой обогнуть опасный участок. В итоге, наткнулся на какой-то камень и завалился:). Благо скорость была небольшая, и обошлось без травм. Продолжив путь, он все дальше и дальше отдалялся от дороги, причем нам приходилось ему кричать, чтоб он ехал вперед, а не к нам, иначе был риск свалиться со скальной насыпи. Похоже, этот переезд окончательно добил его велосипед: на заднем ободе лопнули 3 спицы и появились новые восьмерки. Спустя полчаса, когда дорога начала уходить вправо к обрыву, приближаясь к горе Лопата, мы дружно занялись ремонтом.

   Первым дело, надо было снять крылья, которые изнутри покрылись толстым плотным слоем глины. Снова посетовали на отсутствие эксцентриков при съеме заднего колеса. Крыло вообще пришлось выламывать из крепления, а остатки спиц перекусили предусмотрительно взятыми мною мощными кусачками. Тормозные колодки пришлось ослаблять по-максимуму, так что сомнительный эффект торможения достигался лишь при полном зажатии рычагов до соприкосновения с грипсами. А ведь нам еще предстояло более трети пути по хребту и стремительный спуск по серпантину, хотя, казалось, Леху это ничуть не смущало. Ко всему прочему выяснилось, что нагрузки не выдержал и багажник, обломившись в месте крепления к заднему перу рамы. Починку багажника решили отложить до приезда в город и, с трудом уговорив таки Леху расстаться со своим крылом, повесили его на елку и поехали дальше.

   Совершив пешее восхождение на очередной холм, мы выскочили к самому краю яйлы, откуда открывались восхитительные виды на море и Ялту, раскинувшуюся прямо под нами почти в полутора километрах далеко внизу. Дальше дорога пошла прям вдоль обрыва. Ежеминутно останавливая, чтобы сфотографироваться на фоне моря или причудливых скал, да и просто, чтобы полюбоваться природой, мы окончательно затормозили наше и без того неспешное продвижение к Никитскому перевалу, но оно того, несомненно, стоило!

   Спустя некоторое время в стороне от дороги мы увидели несколько мемориальных плит, на которых была выгравирована печальная история 3-х студентов, погибших на яйле от переохлаждения.
   К половине 3-го мы добрались до крутого спуска чуть ли не под 45 градусов, перед которым был установлен шлагбаум с выделяющейся вертикальной надписью “ГАЗ”. Стало понятно, о чем нам говорили велосипедисты, встреченные еще вчера в самом начале пути: действительно, на преодоление этой горки в обратную сторону ушло бы немало времени и сил. Тем не менее, ехать вниз в седле никто не решился, да и спускаться пешком оказалось не такой простой задачей. Нагруженный велосипед, несмотря на зажатые тормоза, с каждой секундой грозился вырваться из рук и уйти в свободный полет.
   В очередной раз связавшись с отсоединившейся группой, сообщили им нерадостную весть, что, вопреки прогнозам быстрого воссоединения, раньше 6 нас не стоит ждать в городе. Как призналась Саша уже в Москве, каждый наш звонок все больше и больше убеждал их в правильности сделанного выбора о спуске вниз:).. хотя доля сожаления все-таки оставалась. Сошлись на том, что они продолжат движение по маршруту вдоль побережья, а мы постараемся их нагнать позже.

   Тем временем мы продолжали штурмовать яйлу. С продвижением на восток нам все чаще и чаще стали попадаться пролежни все еще не растаявшего снега, что подчеркивало далеко не летнюю и даже не весеннюю температуру воздуха. Дорога нас уже здорово утомила, однообразие бесконечных спусков и подъемов здорово давило на психику. С каждым восхождением мы мечтали увидеть вдали асфальтовую ленту серпантина, но она упорно не открывалась нашему взору. По пути встретили несколько групп велосипедистов, которые этой ночью мерзли у подножия Роман-Коша. К сожалению, в этот раз высшую точку Крыма нам покорить было не суждено. Перекус решили осуществить сразу, как выскочим на Александровскую дорогу, слегка утолив голод шоколадкой. Через некоторое время не выдержали и все-таки сделали привал. Казалось, что до серпантина уже рукой подать, но череда спусков и утомительных подъемов все продолжалась.

   Наконец, вдали справа от нас показалась отчетливо заметная асфальтовая дорога, при этом наша грунтовка стала забирать левее. Леха с Олей и Паша несколько подотстали, и лишь позже мы с Тохой заметили, что они сошли с пути и решили продвигаться напрямую к серпантину, рискуя при этом нарваться на непроходимый крутой участок, а то и вообще обрыв. Еще некоторое время мы могли наблюдать их вдали между скал и в залежах снега, безответно и безрезультатно матеря такое безрассудство. Сами же мы, совершив еще один подъем, увидели прямо перед собой вдали Беседку Ветров, а вскоре дорога, заложив небольшую петлю, вывела нас прямиком к долгожданному серпантину. Сотовый оператор троицы “фрирайдеров” упорно вещал о недоступности абонентов, визуально на склоне их тоже не было видно. Подождав немного, решили ехать в направлении, где они потенциально должны были свалиться на дорогу. Первым встретили Пашу, который, жутко довольный совершенным спуском, сообщил, что остальные тоже благополучно добрались и ждут нас за поворотом. При встрече я от всей души выплеснул все, что накипело.. в общем, скалы дрожали:).
  Часть 9. Спуск в Ялту

   Было примерно 16:30 и до Никитского перевала предстояло проехать еще немного вверх; сделать это по асфальту не вызвало никаких проблем. Немного покрутив педали, мы заметили впереди прямо на нашем пути значительный снежный нанос со стороны скалы, который оставлял для проезда лишь около метра. Судя по всему, автомобили здесь не ездили с начала зимы. Слева от дороги нам открылись фантастические виды на поросшее лесом ущелье. К сожалению уже вечерело и сделанные снимки очень слабо передали всю красоту пейзажа. К этому времени Леха с Олей уже окончательно решили остаться на ночь в Ялте, чтобы отогреться и прийти в себя после столь напряженного путешествия, а с утра пораньше заняться ремонтом багажника. Дальше они планировали воспользоваться троллейбусом или маршруткой, чтоб компенсировать потерянное время. Я, захлебываясь в очередном приступе сурового кашля, приходил к выводу, что другого выхода нет, кроме как ночевать с ними в городе. Тоха хмурился все больше, но особо ничего не комментировал. Оставалось только определиться, выезжать ли нам втроем с Пашей ранним утром на велосипеде или все-таки всем вместе воспользоваться общественным транспортом. Решение этого вопроса отложили на будущее.
   На Никитском перевале, высшей точке дороги на высоте 1448 метров, установлен небольшой монумент с голубым шаром на вершине. Сделав у него несколько экстравагантных фотографий, мы начали непередаваемый стремительный спуск по горному серпантину – более 20-ти километров лихих виражей на сумашедшей скорости!

   Только мы стартовали, как практически сразу уперлись в кордон “КРАСНИЙ КАМIНЬ”. Не обнаружив у ворот признаков охраны, по-быстрому обогнули их справа, и во избежание возможных неприятностей поспешили дальше. Сосновый лес постепенно сменился более густым лиственным, но, казалось, на окружающей температуре это никак не сказывалось. Периодически бросая взгляд на спидометр, я угадывал там числа, превышающие 40 км/ч. Было ощущение, что на такой скорости холодный воздух проникает насквозь. Не спасали меня ни ветровка, ни старая прорезиненная куртка, нацепленная сверху. От холода просто колотило, зубы стучали о зубы, а пальцы, судорожно вцепившиеся в руль, с трудом подчинялись постоянно возникающей потребности притормаживать на поворотах. Остальные, судя по всему, легче переносили леденящий встречный поток.
   Немного прийти в себя позволяли периодические остановки, которые мы делали, чтобы убедиться, что никто не улетел с дороги, не справившись с управлением. В целом спуск прошел на ура! Получая непередаваемые впечатления от резких поворотов серпантина, мы с каждым новым старались приноровиться для наиболее оптимального прохождения с минимальными потерями скорости, что, надо сказать, было очень не просто. Несколько раз велосипед уносило на обочину в насыпь опавшей листвы, сердце замирало, но жажда скорости вновь начинала отключать разум. Леха, видимо, выключил его еще на Никитском перевале:). Он несся впереди всех, в экстазе виляя влево-вправо и не обращая внимания ни на сломанный багажник, ни на, фактически, отсутствие тормозов. Признаюсь, я не мог похвастатьься такой же расслабленностью и сосредоточением исключительно на получении удовольствия. Постоянное напряжение всех мышц тела в готовности к сложному участку несколько изматывала.
   Узкая, фактически односторонняя дорога, прорезающая лес на склоне, была закрыта для проезда машин, что позволяло нам не беспокоиться об опасности встречного потока. Рассекая на скорости наносы потемневших листьев, мы “съедали” серпантин петлю за петлей. Небольшие остановки сделали у смотрового места “Лунный камень”, и площадки с фантастическими видами на ущелье Учкош. К сожалению, задержаться там подольше время не позволяло: надо было до сумерек спуститься в Ялту и постараться найти приемлемый ночлег. Поехали дальше. Леха снова улетел вперед, за ним стартовал я, дальше Паша. В своей каске, развивающейся на скорости армейской куртке и при несимметрично расположенных педалях он напоминал, этакого, адского одноного мотоциклиста, который постоянно маячащем перед Тохой призраком несся по этой забытой людьми дороге.
   Однажды Олька, обычно замыкающая пелотон, заставила нас немного понервничать. Сделав очередную остановку для сбора всей группы, мы вчетвером несколько минут вглядывались в дорогу, едва просматривающуюся из-за деревьев за поворотом серпантина, а Ольки все не было и не было. Предыдущая остановка была сделана более чем в трех километрах выше по склону, и мы уже готовились двинуться в обратный путь, надеясь, что остановка вызвана чем угодно, но не падением. В этот момент мерида со своей хозяйкой в седле показались из-за поворота. Выдохнули: обошлось!
   Немногим позже половины 6-го мы подкатили ко второму кордону. Перед нами были массивные деревянные ворота, справа от которых красовалась небольшая башня – каменная кладка под средневековье. Еще правее за решеткой-рабицей угадывалось продолжение нашего серпантина. Проход в стене между башней и воротами ограничивался лишь толстенной цепью на уровне… э-э-э… в общем вам по пояс будет:). Разумеется, она стала слабой преградой как для нас, так и для наших велосипедов. Никаких признаков лесников и прочих природоохранников обнаружено не было. За воротами оказалась довольно обжитая территория, что-то вроде санатория. Уточнив у играющей поблизости детворы, что направление на Ялту действительно круто направо, мы поехали дальше.
   Периодически стали попадаться машины навстречу, но до города оставалось всего ничего, и уже через 20 минут мы оказались на небольшой смотровой площадке, с которой можно было увидеть предгорную часть Ялты. По мере приближения к городу становилось все теплее и теплее, но желание снять шапки и перчатки приходило не сразу – видимо, организм, измученный холодом и долгим днем путешествий, отказывался менять что-либо в своем восприятии окружения. Не спеша, докатили до трассы, идущей в Севастополь, проехали немного вдоль нее, затем пересекли и свалились на одну из дорог уходящую вниз к набережной. Мы были словно небритые, измотанные бродяги, укутанные в насквозь пропахшую костром одежду и потрепанные временем. Торжественная встреча с цивилизацией в лице Кирилла и Ани состоялась в районе 7 вечера у памятника Ленину. Они уже несколько дней провели в городе, изучили его вдоль и поперек и сразу засыпали нас массой полезной информации и инструкций к действию. А действовать надо было решительно, так как уже смеркалось.

далее...=>


[начало] [2] [3] [4] [5] 6 [7] [8] [9]


SPL lab. design & support.